Экспедиционный туризм, в частности, в Арктику, считается хотя и эксклюзивным, но динамично растущим и очень перспективным направлением туризма.
Как пояснил основатель компании «Посейдон Экспедишнс» Николай Савельев, экспедиционным туризмом называют поездки в труднодоступные части Земли, которые еще недостаточно изучены, удалены от основных регионов обитания, и Арктика с ее многочисленными архипелагами и островами занимает среди них одно из первых мест.
"Арктика – регион, который еще надо открывать. В ходе круиза некоторые туристы, например, просят командира ледокола подойти ближе к берегам. Но делать этого нельзя по одной простой причине – до сих пор нет промеров глубины, неясно, где проходят течения. Так что большая часть побережья до сих пор недоступна для высадки людей", - рассказал он.
"Мы работаем не на круизных лайнерах, а на настоящих ледоколах и научных судах, которые специально дооборудуются для комфортного путешествия. В частности, в Арктике мы ходим на ледоколе «50 лет Победы», самом мощном в мире", - пояснил Н. Савельев.
Экспедиционные круизы начали развиваться в мире с начала 80-х годов. В это время Россия была занята перестройкой, и ей, понятно, было не до круизов. Между тем иностранные компании зафрахтовали российские суда - на тот момент самые совершенные - для выполнения арктических круизов.
В середине 90-х Россия «вспомнила» о том, что ей принадлежит почти половина арктических просторов, на которых можно развивать круизный туризм. Сейчас процесс возобновляется, но идет тяжело, прежде всего, потому что время упущено.
В итоге, пока круизы в российской Арктике развивают зарубежные компании. И то - с трудом. Так, если на Шпицберген ежегодно выполняется 48 круизов за сезон, и стоимость некоторых благодаря объемам уже снизилась до $4 тыс., то в российскую Арктику - всего четыре, из них три - иностранными операторами. К тому же, освоены здесь только Земля Франца Иосифа и Северный полюс.
Вот, например, Национальный парк «Русская Арктика». Это - 1 млн 420 кв. км площади, включающей остров Северный архипелага Новая Земля, а также острова архипелага Земля Франца Иосифа. Понятно, что при таком масштабе и удаленности одна из основных проблем - труднодоступность территории. Попасть в "Русскую Арктику" можно только самолетом, вертолетом или судами ледового класса.
По словам директора Национального парка Романа Ершова, "Русскую Арктику" в 2011 году посетят не более 1 тыс. туристов.
"Это, конечно, мало. Заповедник должен быть доступен большему числу людей. Парк может стать серьезной, крупной площадкой для работы с туристами и туроператорами российской Арктики", - сказал он, выступая на днях в Архангельске на первом международном туристическом форуме ITFA по вопросам развития северных регионов.
Для расширения арктической «географии» есть серьезные препятствия. В первую очередь из-за того, что вся российская Арктика - приграничная территория. К тому же большая ее часть недоступна с точки зрения логистики: поблизости нет портов. Так, например, пока невозможно организовать круизы на Северную землю или к Новосибирским островам.
Что касается развития арктических круизов в России, то для этого нынешний парк судов абсолютно недостаточен. Дело в том, что отданные во фрахт арктические суда постепенно возвращаются в Россию, но их техническое состояние таково, что использовать их можно только после кардинальной реконструкции. А денег на нее нет. При этом за рубежом строят новые суда.
Сейчас в Арктике работают 30 судов, из них 8 судов - российские, тогда как десять лет назад в Арктике работали более 20 российских судов.
По данным представителя российской компании-оператора арктических круизов «Клуб путешествий Special» Алексея Миронова, на ее долю приходится 10% объема рынка. На долю австралийского оператора приходится 40%, американского – 30% и английского - 20%.
Для российского рынка экспедиционные круизы, в том числе и в Арктику, пока «терра инкогнита». Знания россиян об Арктике ограничиваются тем, что там очень холодно, и работают там только научные экспедиции. Серьезное препятствие для россиян и высокая цена - от $7 тыс. плюс дорога.
В отличие от Антарктики, которую посещают до 40 тыс. туристов, Арктику посещает на порядок меньше путешественников.
С другой стороны, как рассказал Н. Савельев, спрос на экспедиционные поездки явно активизировался.
"До 2009 года россиян на наших круизах по Арктике практически не было. Как ни странно, первый всплеск интереса к такого рода поездкам появился в кризис, когда европейские рынки довольно заметно "просели", а у нас в круизе на Северный полюс впервые участвовало сразу 40 россиян. Это был серьезный рывок вперед. Очевидно, что в России сейчас достаточно людей, которые могут себе позволить подобные путешествия. Другое дело, что не все знают о такой возможности", - пояснил он "Интерфаксу".