Коми - единственный регион, расположивший на карте героиню мифов. Зарань оказалась в одном ряду с Дедом Морозом, Чебурашкой, Левшой и загадочным бурятским существом Сааган Убугуном. Среди кандидатов на победу были Пера-богатырь, Яг-Морт, медведь и лось. Представители общественности Коми рассказали «Красному знамени» о том, за какого персонажа голосовали и почему «национальность» Зарань может вызвать сомнения.
Председатель сыктывкарского представительства МОД «Коми войтыр» Мария Кузьбожева в разговоре с нами заявила, что рада за результат голосования.
- Я проявила женскую солидарность и голосовала именно за Зарань – главное женское божество коми народа. Она символ света и добра. Женщина – это начало всех начал, - призналась Мария Кузьбожева. Она уверена, что Зарань можно сделать такой же узнаваемой, как золотую рыбку или Емелю. К этому должны приложить усилия деятели культуры Коми, нужно задействовать творческий потенциал молодежи. По её мнению, основа для раскручивания бренда уже есть – это центр народных ремёсел «Зарань» в селе Выльгорт, а также песни о богине на коми языке.
Научный сотрудник сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Алексей Рассыхаев проявил мужскую солидарность. Он убеждён, что победы достоин герой коми легенд - охотник Йиркап (по итогам голосования он занял только шестое место).
- В отличие от Зарани, существуют свидетельства реального существования этого героя. Например, до сих пор место в Княжпогостском районе, недалеко от которого, согласно преданиям, утонул охотник, называется Йиркапув. Меня смущает, что Зарань не имеет отношения к коми-зырянам, поскольку встречается только в одном коми-пермяцком тексте, и есть сомнения, что этот текст фольклорный, - отметил Алексей Рассыхаев. Он также предположил, что создание сказочной, мифологической карты Республики Коми реально помогло бы развитию внутреннего туризма.
Главный редактор инфоцентра финно-угорских народов Юрий Попов предложил оригинальную гендерную интерпретацию итогов конкурса.
- Образ Зарани очень значимый не только в мифологическом плане, но и в социально-экономическом. Традиционные условия жизни коми-зырян были таковы, что женщина занимала главное место в домашнем хозяйстве: мужчины месяцами пропадали на охоте в тайге, заботы о доме и детях целиком ложились на женские плечи. Я считаю, что Зарань, с точки зрения ценностей семьи и материнства, – замечательный образ, получивший заслуженную победу, - поделился мнением Юрий Попов. В том, что героиня мифов известна далеко не всем даже в Коми, он не видит трагедии.
- Где-то Зарань знают, где-то – нет. К тому же территория расселения коми обширна: Пермский край, Архангельская и Мурманская области. Эта героиня вполне может стать не просто брендом нашей республики, но и символом, объединяющим представителей коми по всей стране. - рассказал он.
Председатель МОД «Коми войтыр» Сергей Габов выступил за гендерное равноправие. «Зарань – жена охотника Перы. Она должна быть представлена вместе с ним, а не сама по себе», - заявил он «Красному знамени».
Зарань – дочь Солнца, верховного небесного бога, который, согласно мифам коми, сотворил мир. Мифы гласят: Зарань так полюбила красивого и сильного юношу Перу, что решила оставить божественную обитель и связать свою жизнь с охотником из коми пармы. Согласно мифологии коми, Зарань – прародительница коми-зырян. Некоторые эксперты отрицают правомерность её отнесения к коми-зырянам, утверждая исключительную принадлежность дочери солнца к коми-пермякам.