Инициатором спора стал читатель Андрей, представившийся «обыкновенным туристом», который заявил, что бизнес ТА неконкурентный: держится исключительно на том, что туроператоры не продают свои туры напрямую, без агентского вознаграждения. «Я против правил, которые установил ТО, а именно: если меня привел ТА, то ему – комиссия, если я пришел сам – мне ничего. Эти правила установлены искусственно», – заявил он и добавил пару лозунгов в духе: «Конец эпохе паразитов – турагентств! Дорогу продвинутым туристам!».
«Производитель должен держать одну и ту же цену для всех категорий покупателей, не закладывая в нее скрытые стоимости. А посредник в лице ТА должен создавать добавочную стоимость и брать деньги за услуги с конечного потребителя», – расшифровал посыл Андрея еще один из участников дискуссии.
Со стороны турагентов последовала буря эмоций, пояснять которые в заметке смысла нет: не хватит места. За комментариями корреспондент «БАНКО» обратился к представителям туроператорских компаний, согласившимся эту тему обсудить. В заочном споре они заняли сторону турагентств.
По мнению Натальи Акимцовой, директора по маркетингу, PR и работе с агентствами «Анекс Тур», цепочка «туроператор – турагент – турист» неразрывна, и если отбросить розничный элемент, то вся схема разрушится. Туроператор замедлит темп и снизит объемы своей работы, сотрудники ТО будут заняты только консультированием туристов, проверкой правильности бронирования услуг. «Для того чтобы купить, скажем, мобильный телефон, мы идем в магазин. Причем стараемся выбрать тот, где ассортимент большой, а продавцы профессиональные. Мы же не едем на завод, где эти телефоны производят. То же самое и с туром. Мы ведь создаем продукт, который нельзя оценить заранее, поэтому клиентам остается довериться тем, кто хорошо разбирается в своем деле», – считает Марина Макаркова, PR-директор компании TEZ Tour. Соглашается с коллегой и коммерческий директор компании «Алеан» Оксана Булах. По ее словам, в данном контексте под вопрос ставится сам принцип выстраивания системы дистрибуции и оптово-розничных продаж. «Оптовый склад не станет работать индивидуально с каждым покупателем. У ТО нет возможности открывать в каждом городе свое представительство и содержать полный штат сотрудников», – отметила она. Кроме того, цены на турпакеты при покупке у ТО или ТА для туриста будут одинаковыми. Это объясняется тем, что ТО при продажах в розницу включает в стоимость турпакета сервисное обслуживание клиентов, а ТА устанавливает свой сервисный сбор в размере комиссионного вознаграждения, полученного от ТО. «Не будем забывать, что туроператор занимается созданием и обслуживанием тура, а продажи – это функция ТА», – подытожил Дмитрий Чичканов, исполнительный директор «НТК Интурист».