Главный ее вывод: «Хана нашему наследию. Если не обжаловать постановление бывшего главы Республики Коми В. Торлопова № 206 «Об утверждении границ национального парка «Югыд ва», на основании которого вывели этот участок из Нацпарка, то можно ставить крест на Балбанью, Кожиме, Лембике, а так же на "Объекте всемирного наследия "Девственные леса Коми".
По словам Нины Кустовой, она надеялась на неофициальную встречу с разработчиками золотоносного месторождения. КомиЭкспО приводит ее комментарий дословно:
- Я же была как любопытствующий турист, там таких много шастает. Но после того, как в Инте стало известно, что к ним едет представитель Общественной палаты (я являюсь официальным помощником члена Общественной Палаты Владилены Гимадиевой), да еще и по вопросам экологии, то всех туристов начали задерживать, - рассказала общественница. - Территория «Чудного» на данный момент - режимный объект, вход на него разрешен только по пропускам. Если бы меня обнаружили и выяснили мой статус, то уголовное дело бы точно завели. Комментарий взять практически не у кого. Инта - маленький город, работы нет, каждый четвертый так или иначе связан с Нацпарком - кто непосредственно там работает, кто трансфер осуществляет, а кто работает на «Голд Минералс» и Кожимское РДП. И в большинстве своем, они в курсе происходящего.
Процесс вывода земель начался с постановления бывшего Главы республики Владимира Торлопова. На протяжении 7 лет нас пытаются убедить, что этот район экономически и экологически выгоден для разработок, что это нисколько не повлияет на природное наследие. Особенное удивление вызывает тот факт, что первые лица нашей республики, ранее отрицавшие всякую возможность добычи золота в этом районе, сейчас говорят, что там только камни, и что разработка этого месторождения никак не повлияет на ландшафт и прочая. Вот, например, это видео 2004 года. На сегодняшний день мнение Александра Попова (руководителя управления Росприроднадзора по Коми - прим.ред.) кардинально поменялось: и добывать можно, и экологии мы не навредим, и экономическую выгоду получим. К сожалению, этот вопрос лоббируется на самом высоком уровне, доказательство тому - изменение в законе об особо охраняемых природных территориях. Обжаловать постановление Торлопова можно только в следующем. В постановлении указано, что оно издано во исполнение поручения Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.08.2004 № ВС-62-27/5762, которым МПР России подтвердило свою позицию, изложенную в протоколе совещания при руководителе департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России от 21.04.2004 г. № 33-01-3/1300. Однако площади участков, предусмотренных постановлением, не соответствуют площадям, указанным в протоколе. Например, площадь участка «Алькесвож» в соответствии с протоколом составляет 4905 га, а в соответствии с постановлением - 11838 га; площадь участка «Северороссомахинское» по протоколу - 835 га, а в соответствии с постановлением - 4885 га; площадь участка «Южнороссомахинский» по протоколу – 6352 га, а в соответствии с постановлением - 6758 га; площадь участка «Газопровод Ямал-Центр» по протоколу - 4000 га, а в соответствии с постановлением - 6901 га. Мы можем попытаться оспорить площадь участков. Но мы все-таки не юристы. Как общественная группа мы готовим письмо в ЮНЕСКО и Гринпис с приложением фотографий, пока у нас доступ только к этим ресурсам. «Девственные леса Коми» - это бренд, под него выделяются деньги. И мировым сообществом в том числе. И даже этих денег не хватает. Республика не будет брать на себя финансовое бремя по содержанию парка, а значит рано или поздно он перейдет на самоокупаемость. Что чревато развалом Парка.