"Авианова" просуществовала чуть более 25 месяцев. За это время компания успела нарастить флот с 2 до 6 самолетов и перевезти более 2,5 миллионов пассажиров. "Авианова" входила в пятерку крупнейших компаний по количеству пассажиров на внутренних маршрутах.
Уход "Авиановы" с большой вероятностью станет катализатором серьезного роста цен на авиабилеты на целом ряде линий. До сих пор присутствие дискаунтера заставляло прочие компании держать умеренные тарифы. С исчезновением "Авиановы" ситуация с ценами откатится лет на пять назад - ведь у Sky Express давно уже практически не дает дешевых тарифов.
Что еще хуже, теперь тарифы могут быть увеличены еще выше, чем в начале 2000-х годов, поскольку общее число независимых перевозчиков на внутреннем рынке за эти пять лет резко сократилось. "Аэрофлот" получил контроль сразу над несколькими бывшими конкурентами, слились вместе "Кубань" и Sky Express, еще целый ряд компаний (AiRUnion, "Москва" и прочие) прекратили перевозки. Внутрироссийский рынок стремительно монополизируется, и увеличение цен и торможение роста перевозок станут неизбежным следствием.
К сожалению, действия российских властей в этой ситуации заслуживают сравнения разве что со слоном в посудной лавке. Допустив сначала слияние "Аэрофлота" с прочими государственными авиакомпаниями, что само по себе несло угрозу появления монополии, транспортные власти затем самолично занялись уничтожением оставшейся конкуренции на рынке. Выпуская один за другим законопроекты о безумном ужесточении требований к авиакомпаниям, Минтранс и Росавиация ставят крест на надеждах российских пассажиров иметь доступный авиатранспорт.
Кстати, весьма возможно, что эти инициативы властей послужили для владельцев "Авиановы" дополнительной причиной для закрытия компании. Несуразное требование иметь к новому году минимум десять однотипных самолетов в парке, а через год еще столько же явно не вписывалось в текущие бизнес-планы "Авиановы", да и не только ее. Еще одной каплей мог стать пролоббированный "Аэрофлотом" грядущий фактический запрет на выход большинства российских перевозчиков на международные маршруты.
Авиавласти постоянно меняют правила игры в ее ходе, при этом даже не предоставляя авиакомпаниям времени на адекватную реакцию. Характерный пример этих шараханий можно найти в истории той же "Авиановы", которая из-за постоянно меняющихся параметров таможенных пошлин то снимала часть кресел со своих самолетов, то возвращала обратно.
Фактически все это свидетельствует о полном отсутствии продуманной государственной политики по развитию авиаперевозок и обеспечению транспортной доступности в стране. Хуже всего то, что новые требования властей не оставляют шансов попробовать вновь создать в России бюджетного перевозчика - этому будут препятствовать бредовые и не имеющие аналогов в мире нормы в 10 или 20 самолетов.