В этом году форум был представительным, как никогда. В его работе приняли участие министр развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми Антон Фридман, министр по делам национальностей РК Галина Габушева, заместитель руководителя Дорожного агентства РК Валерий Пронин, заместитель руководителя Агентства по социальному развитию РК Елена Романец и руководитель МОД «Коми войтыр», советник Главы Республики Коми Сергей Габов.
МО ГО «Усинск» представляли глава городского округа Александр Тян и его заместители, депутаты Совета муниципального образования, представители градообразующих предприятий – директор по общим вопросам ООО «РН – Северная нефть» Виктор Штепа и помощник генерального директора «ЛУКОЙЛ-Коми», депутата Госсовета РК Петра Оборонкова – Андрей Щербина, председатель усинского представительства МОД «Коми войтыр» Галина Фащенко, руководители организаций и учреждений, а также более шестидесяти делегатов от Усинска, Мутного Материка, Усть-Усы, Щельябожа, Усть-Лыжи, Колвы, Денисовки, Захарвани, Акиси, Новикбожа, Кушшора и Праскани.
О хорошем
Открывая конференцию, глава МО и руководители республиканских министерств и ведомств поздравили всех с началом работы двадцатой, юбилейной конференции, пожелали конструктивного подхода к решению вопросов, который позволит не только обозначить имеющиеся проблемы, но и выработать пути выхода из ситуации.
Сергей Габов рассказал о деятельности «Коми войтыр» за полтора года, прошедшие с IX съезда коми народа, при этом особо остановился на опыте популяризации языка коренного населения республики, этнотуризме и развитии системы социального партнёрства сёл и бизнес-сообщества.
В Усинске, как подчеркнул Сергей Иванович, есть возможность развивать событийный этнотуризм, организовывать туры на коми национальные праздники. К примеру – на «Золотой рог», который проводится в Щельябоже, «Играй, гармонь» (Мутный Материк), «Йолога» (Новикбож), «Шондiбан» – «Троица» (Усть-Уса), «Чомор» – «День урожая» (Колва), все эти фольклорные мероприятия достойны внимания гостей из других районов Коми и городов России. Что же касается соцпартнёрства, то, по мнению советника Главы РК, северные территории региона, и в частности МО ГО «Усинск», в этом отношении более благополучны, нежели южные, – здесь взаимодействие продолжается не первый год и опыт успешного сотрудничества заслуживает распространения.
С отчётом о работе усинского представительства МОД и о выполнении резолюций предыдущих конференций выступила Галина Фащенко. Подтверждая слова о налаженной системе соцпартнёрства, она отметила большой вклад в решение сельских проблем со стороны ООО «РН – Северная нефть», УФ ООО «РН-Сервис» и ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», администрации города, ООО «Северный», а также поблагодарила за весомую помощь бывших и нынешних депутатов Совета МО по «сельским» округам – Виктора Штепу, Михаила Ляпина, Татьяну Сабашникову, Валентина Шевчука и Романа Янишина.
Сделано, как следовало из доклада, немало. Построена школа-сад в д. Новикбож, ведётся частное жилое строительство (сегодня на территории МО насчитывается 211 застройщиков!), появились новые фермерские хозяйства (их уже 11), началось строительство Дома культуры в Денисовке и ФАПа – в Захарвани.
Капитально отремонтирована школа в Денисовке, произведена замена кровли в детском саду, жилом доме и администрации Усть-Усы, в учительском доме с. Усть-Лыжа, в участковых больницах Щельябожа и Мутного Материка, в ДК Щельябожа и Колвы. Отремонтирован мост в д. Захарвань, установлены комплексные системы водоподготовки на девяти водозаборных скважинах, введена в эксплуатацию освещённая лыжная трасса в Денисовке.
Решены вопросы по приобретению мини-пекарни для усть-лыжинцев, увеличению поголовья оленей (с 2008 года на 3 тысячи голов), закупки племенного молодняка крупного рогатого скота. Снижена арендная плата за использование оленьих пастбищ, решены вопросы по сертификации местной молочной продукции, реализации целевых муниципальных программ по развитию агропромышленного комплекса и социальному развитию села, финансирование которых ежегодно составляет 15-18 млн рублей.
«Село, – как отметил в своём выступлении глава администрации Щельябожа Юрий Филиппов, – строится, учится, и жизнь в нём не угасает».
О наболевшем
Однако перечень озвученных далее проблем оптимизма поубавил. Причём, если решение одних связано с отсутствием финансирования, то в других случаях попросту не хватает взвешенного и принципиального решения со стороны властей.
К примеру, едва ли не на каждой конференции озвучивается проблема отсутствия в дальних сёлах отделения «Сбербанка» или сберкассы, в итоге сельчанам, чтобы получить ту же пенсию, необходимо отправляться в Усинск. Аналогичная ситуация с паспортистами и нотариусами – для оформления документов людям в любом случае приходится ездить в город.
Но, если зимой добраться до города особых хлопот не составляет, то летом трудности сообщения обретают масштабы бедствия. Доехать до Усинска и обратно, мягко говоря, проблематично: предварительной продажи билетов на вертолёт нет, поэтому, чтобы пробиться на борт, людям приходится с ночи занимать очередь. И не факт, что удастся оказаться в числе счастливчиков. Отстоять в очереди летом – полбеды, а вот в морозы несколько часов ожидания, когда, наконец, откроется здание аэропорта, – серьёзное испытание.
По реке добираться – снова проблема. В этом году «Нептун» больше месяца из-за поломки стоял на приколе и перевозкой пассажиров (всего дважды в неделю!) в основном занимался «Светлый». Вместимость у него небольшая, а вот желающих попасть в город или вернуться домой – много. В итоге люди на свой страх и риск, в нарушение всех требований безопасности добирались до места, как селёдки в бочке, а то и стоя. «Перевозка пассажиров этим летом была организована безобразно, – констатировала жительница Захарвани Татьяна Семяшкина, – слава Богу, обошлось без несчастных случаев».
Большие надежды сельчане возлагали на теплоход «Заря», который, как обещали в горадминистрации, уже в эту навигацию начнёт перевозить людей. Но – увы. Возможно, к следующей навигации удастся решить вопрос…
Все делегаты высказали большую признательность ООО «Северный» и его директору Вячеславу Рочеву – не первый год сельхозпредприятие летом занимается речными пассажирскими и грузоперевозками на своём транспорте и тем самым помогает хоть как-то снизить остроту проблемы.
Немало вопросов прозвучало и в связи с обеспечением дальних сёл и деревень продуктами и лекарствами. В продмаги завоз нерегулярный, ассортимент скудный, а цены заоблачные. Делегат от Мутного Материка Татьяна Терентьева провела сравнение: яблоки в Усинске в среднем стоят 60 рублей за килограмм, а в её селе – 120. Это, кстати, сопоставимо с ценами в Нарьян-Маре. Есть ли возможность контролировать стоимость продуктов? Вопрос так и остался без ответа.
Есть определённые сложности с медицинским обслуживанием, лекарствами ФАПы обеспечены, но не в том объёме, который требуется, поэтому, когда выпадает счастье оказаться в Усинске, люди стараются запастись медикаментами впрок и не только для себя.
С наступлением холодов, а точнее задолго до этого, обостряется ещё одна проблема – сельчанам приходится маяться головной болью из-за дров: делянки, отведённые под вырубку, находятся за рекой. Частники, занимающиеся заготовкой дров для населения, называют такую цену, что не каждому по карману. Вот и приходится пенсионерам ломать голову, что важнее – купить себе продукты или дрова, чтобы не замёрзнуть.
Извечная тема для обсуждения на конференции – отсутствие участковых. Сотрудники полиции в район хоть и выезжают, но не так часто, как необходимо – в селе нужен свой «Анискин», который бы знал всё и про всех, а в нужный момент был рядом, чтобы приструнить нарушителя спокойствия. Выход из этой ситуации предложили следующий: проводить работу среди местных ребят, отслуживших в армии, и если среди них найдётся желающий стать участковым, руководство ОМВД России по г. Усинску поддержит его намерение и поможет бесплатно пройти обучение.
Отсутствие газификации, строительства муниципального жилья, централизованного тепло- и водоснабжения, разбитые дороги, ветхие клубы, несанкционированные свалки, отсутствие сотовой связи в большинстве сёл и деревень – всё это также в ряду типичных проблем, вновь поднятых на конференции.
Символично прозвучали слова делегата от Усть-Усы педагога Ольги Ветерковой: «Сегодня село напоминает старушку-мать, брошенную детьми, которая ждёт, когда о ней вспомнят те, кому она когда-то дала жизнь» (развитие нашего и Печорского районов, кстати, начиналось именно с Усть-Усы, старейшего села края). «Нужно не копить, а решать проблемы, – сказала жительница Денисовки Наталья Рочева. – Получается, в прошлом столетии селу уделялось больше внимания, чем в нынешний век нанотехнологий».
О перспективах и планах
Несколько обнадёжили заверения заместителя главы администрации МО ГО «Усинск» Салавата Халимуллина, министра развития промышленности, транспорта и связи РК Антона Фридмана и заместителя руководителя дорожного агентства РК Валерия Пронина, ответивших на выступления делегатов и вопросы из зала.
По словам Салавата Салаватовича, на уровне муниципального образования разработан проект новой целевой программы социально-экономического развития села до 2015 года, в которую планируется включить приобретение и строительство модульных зданий для сельских фельдшерско-акушерских пунктов, строительство ДК в Денисовке, спортзала в Захарвани, пристройки к детскому саду в Усть-Лыже и разработку проектно-сметной документации на возведение детских садов в Мутном Материке и Щельябоже.
Также принято решение о строительстве жилья в ряде населённых пунктов для приглашённых специалистов – медработников, учителей, работников культуры. Ремонт и строительство дорог будет вестись по целевой программе «Развитие и модернизация инфраструктуры дорожного хозяйства МО ГО «Усинск» на 2011-2015 годы». Что касается сотовой связи, а она есть лишь в городе, Усть-Усе, Колве и Парме, то на сегодня компанией «Билайн» проведены общественные слушания в селе Щельябож, деревнях Акись и Новикбож. В октябре этого года уже начнётся строительство вышки в Новикбоже, в следующем году – в остальных населённых пунктах.
Уса и Печора мелеют. Эта проблема с каждым годом становится острее и необходимость в дноуглубительных и берегоукрепительных работах более чем очевидна. Как рассказал Антон Фридман, данный вопрос находится в Правительстве РК на особом контроле, но решение его – в ведении федерации. Финансирование предусмотрено, выделяется, но в недостаточных объёмах. Региональный бюджет полностью покрыть затраты на углубление дна рек и укрепление берегов не в силах, поэтому власти РК будут добиваться увеличения ассигнований.
В отношении организации воздушных перевозок Антон Викторович отметил, что в осенне-весенний период, если есть потребность и заявка администрации муниципалитета, министерство всегда идёт навстречу и включает в расписание дополнительные рейсы. Разумеется, в рамках финансовых возможностей республиканского бюджета, так как эти рейсы дотируемые. Что же касается записи и системы предварительной продажи билетов на вертолёт, министр заверил, что возьмёт данную проблему на контроль и постарается урегулировать ситуацию.
Многие вопросы транспортного сообщения были бы сняты, если бы, наконец, была сдана в эксплуатацию дорога «Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск». Как продвигаются работы и когда усинцам и жителям сёл ждать их окончания? Будет ли оказывать помощь республика в содержании дорог? На эти вопросы Валерий Пронин ответил:
– Мы, наконец, дождались создания такой структуры, как дорожные фонды, и теперь имеем возможность строить планы более предметно, опираясь пусть и на прогнозные, но вполне реальные объёмы финансирования. В 2011 году на содержание автодорог городскому округу «Усинск» республикой было выделено около 54 миллионов рублей, в том числе на содержание дорог порядка 40 млн, мостов – 8 млн, ледовых переправ – 5 млн. В 2012 году финансирование составит примерно 210 млн рублей.
На ремонт автодорог Усинск в этом году получил около 50 млн рублей, которые были направлены на ремонт моста через Колву и участка дороги «Усинск – Харьяга». В 2012 году на ремонт этой трассы и дороги «Усинск – Усть-Уса» планируется перечислить порядка 100 млн рублей, и ещё около 6 млн рублей – на модернизацию конструкций мостов. Кроме того, в Усинске будет построен новый асфальтный завод, что позволит не только справиться с планами, но и снизить себестоимость дорожных работ: цена асфальтобетонной смеси, изготавливаемой на имеющемся в Усинске заводе, – 8 тысяч рублей за тонну. Это необоснованно дорого, по нашим прикидкам расчётная стоимость должна быть в пределах 3,5 тысячи.
Что касается строительства, то на сегодня приоритетным проектом является завершение трассы «Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск». Открыть прямое движение по ней мы планируем в 2018 году. Если смотреть по участкам, то до конца 2013 года сдадим отрезок от Ухты до Ираеля, до конца 2014 года – от Усинска до Чикшино, а оставшийся «разрыв» от Чикшино до Ираеля с мостом через Лыжу – в период с 2014 по 2018 год.
Делегаты единодушно одобрили резолюцию ХХ конференции коми народа, в которую вошли все прозвучавшие предложения, а также избрали делегатов на Х съезд коми народа, членов комитета Усинского представительства МОД «Коми войтыр» и его председателя. Большинством голосов им снова была избрана Галина Фащенко.
По мнению сельчан, конференция прошла довольно эмоционально и плодотворно. «Нас услышали, остаётся надеяться, что решение проблем пусть и не сразу – все понимают, что это дело не одного дня, – но будет найдено».