Первое, что привлекается туристов в Бахчисарае, это фонтан слёз, воспетый Пушкиным. Находится он в Ханском дворце, от которого мало что осталось исконного. Город в своё время был сожжён, потом, как это водится, начались работы по восстановлению. Многие мои знакомые, да и я сам раньше, думают, что бахчисарайский фонтан это такая громадина. На самом деле это не так. Если верить легенде, хан Гирей приказал построить его в честь невесты по имени Диляра, которая, хоть и любила хана, умерла от тоски по родине.
Экскурсовод рассказала нам, что насильно вроде никого в гарем крымские татары не угоняли. Здесь в своё время побывал Пушкин, возложивший белую и красную розу. С тех пор, если верить экскурсоводам, сотрудники музея каждый день меняют цветы.
Нам повезло с экскурсоводом - она оказалась мусульманкой, что помогло больше узнать о нравах обитателей дворца.
Вот, например, туфли с железными каблуками. Нужны каблуки для того, чтобы низ платья не пачкался в дождливую погоду.
В конце экскурсии во дворце нам рассказали, где можно отведать национальной кухни. Мы оказались в обычном дворике, впрочем, готовят там довольно прилично.
Самый главный развод не только в фонтане. "Знаменитые крымские чебуреки" ничем не отличаются от чебуреков нижегородских, вологодских или ещё каких-нибудь. Я говорю про толщину.
После ханского дворца мы отправились в древний пещерный город Чуфут-кале, что переводится как еврейская крепость. Возник город приблизительно в шестом веке. По дороге в пещерный город, а это такой не хилый подъём, можно увидеть Свято-Успенский пещерный монастырь, возникший примерно в VIII веке.
Около монастыря я увидел бесноватую, которая люто крестилась, обливалась святой водой и приставала к парочкам с вопросами типа "Вы не из Киева? А то у меня был в Киеве муженёк...". Бесноватую я увидел здесь впервые и когда мне было 13. Тогда она, женщина лет сорока, кричала матом на весь монастырь, пока батюшка отчитывал её. И куда только смотря воспитатели детских лагерей, приводя подопечных на экскурсии.
В пещерах до сих пор живут. Я представляю, каково возвращаться в такую келью поздно вечером или пьяным. Тропинка прилагается.
Ну или так.
Подъём к древнему городу занял не помню сколько минут. Отчаянные джигиты снизу предлагали подняться на УАЗиках, но кайфа в этом, наверное, никакого нет.
В пещерном городе сегодня остались лишь пещеры, некоторые из которых используются туристами как туалеты.
Здесь повсюду ползают ящерки и можно даже купить втридорога минералку и мороженное. 13 лет назад такого сервиса не было. В XIII веке здесь поселились караимы, которые, сколько помню, исповедовали иудаизм.
Мавзолей дочери хана Тохтамыша, туристы кидают через решётку к гробу монетки, которые, как мне показалось, равномерно складываются сотрудниками музея. Или дочерью хана по ночам.
Здесь же побывала и семья Николая второго. Такой вид, правда, без дорог, они могли наблюдать.
Ходить здесь не очень-то весело, ибо тропинки находятся на самом краю. Дух захватывает.
Внутри города повсюду висят таблички, правда, меня смутили трудности перевода. Смотрим внимательно на даты.
Самого города уже не существует. Домики состоят из гипсовых стеночек и служат скорее декорациями.
Выводы: