В мире немало мест, куда большинство людей стремиться отдохнуть и телом и душой. Это и морские пляжи, и тропические острова, и высокогорные курорты, и тихие улочки старинных городов. Даже для фанатов экстремального отдыха, не мыслящих своей жизни без адреналина, есть свои туристические объекты.
Однако, не все любители пощекотать себе нервы находят радость в скоростном преодолении речных порогов или дайвинге с акулами. Некоторым требуется нечто иное, что способно затронуть самые глубинные струны страха и заставить испытать настоящий животный ужас. Для такого времяпрепровождения даже придумали свое название — Хоррор-туризм.
Первым делом начинающий хоррор-турист просто обязан посетить замок графа Дракулы, что в местечке Бран на территории Румынии. Возвышающийся на вершине скалы, поросшей густым лесом, при свете дня замок не вызывает страха. Но, с наступлением ночи, когда луна серебрит шпили его башен, а холодный ветер пронизывает до костей, начинаешь верить, что когда-то здесь обитал валашский господарь Влад Цепеш, прозванный Дракулой и воспетый Брэмом Стокером. Даже если помнить, что вампиризм Цепеша — плод воображения ирландского автора, все равно в холодных коридорах замка, складывающихся в замысловатый лабиринт, становится очень неуютно.
Следующим местом, от которого действительно стынет кровь в жилах, является знаменитое чешское Костехранилище и Седлеца. На отделку внутреннего убранства этой готической часовни пошло 40 тысяч человеческих скелетов. И если в случае с Замком Дракулы страх скорее является плодом воображения, то здесь по настоящему жутко от множества костей и черепов, взирающих на туристов буквально отовсюду.
Украшение часовни человеческими останками было мерой вынужденной. После эпидемии чумы и множества европейских войн, кладбище Седлица оказалось переполненным, и часть тел с кладбища переместили в часовню. Позже, когда часовня перешла во владение дворянской семьи Шварценбергов, последние наняли резчика по дереву, который и отделал внутреннее убранство часовни таким жутким материалом. Даже герб рода был сложен из костей усопших.
Не менее жуткие дела творятся и в подземельях Парижа. В конце XVIII века, в целях предотвращения эпидемий, было принято решение перенести останки с парижских кладбищ в заброшенные каменоломни под городом. С тех пор в катакомбах Парижа можно увидеть останки 6 миллионов человек. В некоторых местах, по образцу чешской костяной часовни, черепа и кости сложены в аккуратные колонны и башенки. В других же подземные воды вынесли и перемешали кости из захоронений в каменные карьеры, и до сих пор в подземельях парижа можно обнаружить беспорядочные завалы из черепов и костей. В одном из таких жутких завалов покоятся останки таких французских деятелей, как Рабле и Робеспьер.
В итальянском Палермо находятся Катакомбы Капуцинов, где на всеобщее обозрение выставлено более восьми тысяч мумий выдающихся горожан и духовных лиц. Забальзамированные тела не только лежат в своих усыпальницах, но и висят на стенах. Особенно жутко видеть крошечные забальзамированные тела детей, наряженных своими родителями в лучшие платья и костюмы. Отдельные коридоры для такого своеобразного погребения были отведены для монахов, священников, мужчин, женщин и детей, а также для людей, прославившихся в своей профессиональной деятельности.
В Эдинбурге, столице Шотландии, местные жители стороной обходят тупик Мэри Кинг, расположенный в районе, отрезанном от остальной части города. Туристы же, прибыв в Эдинбург за острыми ощущениями, могут пощекотать себе нервы не только посещением местных пабов, но и прогулкой по знаменитому тупику, где в 17 веке, во времена эпидемии чумы, заболевших запирали в их собственных домах и оставляли умирать. С тех пор на этой узкой улочки поселился призрак маленькой девочки Энн, которая хватает прохожих за руки или ноги.
Живописная лагуна Трук, что в Микронезии, во времена тихоокеанских сражений Второй Мировой войны стала настоящим кладбищем для сотен кораблей японского военно-морского флота. Найденные в 1977 году знаменитым Жаком-Ивом Кусто, останки кораблей и техники до сих пор привлекают дайверов-экстремалов со всего света. Многие побаиваются, что японские моряки, останки которых находят здесь же, до сих пор несут свою вахту в этих водах. Многочисленные несчастные случаи среди дайверов, погружавшихся в лагуну, списывают на месть потревоженных покойников.
В мальтийском городе Мдина расположен, по общему признанию, самый жуткий музей пыток в мире. Огромная коллекция гильотин, дыб и прочего палаческого инвентаря ужаснет даже самых стойких. Дополняют общую картину кошмара натуралистичные восковые фигуры, изображающие палачей за работой и агонию их жертв.
Менее известен туристам, но от этого не менее страшный, американский городок Централия, который находится в штате Пенсильвания. Именно это место послужило прообразом города Сайлент Хилл из одноименного фильма ужасов. Почти 50 лет под городом горят угольные шахты. Угарный газ, выделяемый подземным пожаром, заставил большинство местных жителей оставить свои дома и уехать из города. Сегодня население Централии составляет всего девять человек. Город являет собой по настоящему сюрреалистическое зрелище: безлюдная местность, заброшенные полуразрушенные дома и клубы дыма, поднимающиеся из многочисленных трещин и разломов в земле.
Централия представляет из себя жуткое зрелище, однако с Припятью ей тягаться сложно. Вымерший после Чернобыльской катастрофы город словно законсервировался. Ветер гонит обрывки газет 1986 года, свистит сквозь разбитые окна школ, больниц и детских садов, скрипит огромным колесом обозрения, так и не успевшим принять на борт первых пассажиров. Настоящий город-призрак. Однако, сегодня все больше и больше туристов желает посетить этот застывший во времени памятник советской эпохи. Радиационный фон в большинстве мест города уже не превышает опасного порога. Власти Украины уже приняли решение открыть Припять для иностранных туристов.
Любители пощекотать себе нервы найдут на карте еще немало мест, способных удивить и напугать одновременно. Для одних поездка в подобные места окажется необычным развлечением, для других — смыслом по новому взглянуть на свою жизнь и на историю человечества. В любом случае, подобный хоррор-туризм не оставит равнодушным никого, потому что страх присущ нам всем, не взирая на пол и возраст. Главное помнить, что всего должно быть в меру — и страха, и развлечений.