Самым первым маршрутом, по которому пошли европейские христиане, был, конечно, путь на Святую Землю. Первой паломницей была византийская царица Елена, которая в IV веке н.э. организовала настоящую экспедицию по местам жизни Христа, провела там раскопки, нашла крест, на котором, по преданию, был распят Иисус, а также предполагаемое место его Крещения. Для многих паломничество в Святую Землю начиналось в Венеции, потому что местные мореходы обещали доставить странников на место. Прибыв в Иерусалим, пилигримы обыкновенно посещали все местные святыни - Гефсиманию, храм Гроба Господня и проходили по Крестному пути. Считается, что само слово "паломник" появилось потому, что путники, возвращавшиеся из этого труднейшего путешествия, привозили домой пальмовые ветви. Этот маршрут популярен и сегодня: турфирмы отправляют немало туристов по этому пути, но в отличие от предков современные паломники летят на самолетах.
Пожалуй, самый популярный как у средневековых паломников, так и у наших современников маршрут "Путь Сантьяго". Он пролегает из Франции (из городов Сен-Жиль, Ле-Пюе, Везле или от Ла-Манша) на север Испании в город Сантьяго-де-Компостелла, в соборе которого, по преданию, хранятся мощи ученика Христа - Святого Иакова. Дорога протяженностью около 800 километров, которую можно преодолеть пешком за 40-45 дней, пролегает через старинные города Памплона, Бургас, Леон. Именно этот путь описал Паоло Коэльо, о нем снял фильм Бунюэль. Эти места считаются родиной туризма и путеводителей: в XII веке появился первый гид, приписываемый папе Калликсту, в котором он подробно описал достопримечательности "Пути Сантьяго" и то, что сегодня мы бы назвали "туристической инфраструктурой", - постоялые дворы и харчевни. Подобную структуру путеводители сохранили до наших дней. И сейчас для идущих этим путем паломников существует целая сеть альбергов - недорогих или вовсе бесплатных хостелов для непритязательных путников.
Португалия - Испания
Другой вариант "Пути Сантьяго" начинается на юге Португалии и, пересекая всю страну, заканчивается все в том же галисийском городе Сантьяго-де-Компостелла. Так что если вы решили подробно и неторопливо познакомиться с Португалией, воспользуйтесь этим средневековым маршрутом. Считается, что вовсе не весь путь нужно преодолевать пешком, допускается совершить часть паломничества на автобусе, на велосипеде или на осле. В начале пути стоит получить паспорт паломника, в который в каждом населенном пункте вам будут ставить особые печати, а в конце паломничества по этому паспорту выдадут специальное свидетельство, подтверждающее ваш небольшой подвиг. Путешествуя, вы легко узнаете "коллег": символом Святого Иакова стала раковина морского гребешка, поэтому люди, идущие по одному из путей Сантьяго, нередко вешают на рюкзаки или одежду ее изображение.
Грандиозный средневековый паломнический маршрут связывал сразу три страны. Начинался он в старинном немецком городе Трире, куда царица Елена привезла сандалию и гвоздь из креста апостола Андрея Первозванного и где хранились мощи апостола Матфея. Оттуда паломники отправлялись пешком в Рим, чтобы поклониться мощам апостолов Петра и Павла. Они шли по Виа франчиджена - пути, тянущемся почти через весь аппенинский "ботфорт", а заканчивали они опять-таки поклонением мощам апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостелла. Сегодня проделать этот путь на велосипеде или пешком почти никто не решается, однако паломники и просто туристы, как и столетия назад, посещают Трир и пересекают Италию.
Франция
На бретонском диалекте "тро-брейз" означает "вокруг Бретани". Паломники преодолевают около 600 километров пути, чтоб поклониться семи святым основателям Бретани - семи подвижникам из племени островных бриттов, прибывших в V-VI веках на континент и основавших там селения и монастыри. В этих краях считается, что если человек обойдет все эти места пешком, перед ним откроется путь в рай. Причем по этому маршруту идут не только местные жители, почитающие своих покровителей, но и люди со всего мира. Дорога проходит по столицам семи епархий Бретани: любопытным городам Ванн, Кемпер, Сен-Поль-де-Леон, Трегер, Дол-де-Бретань, Брие, Мало. Туристов в эти места привлекают красивые бретонские пейзажи, старинные селения, а также превосходный яблочный сидр и свежайшие морепродукты.
Популярнейший паломнический путь Ирландии длиной 35 километров ведет от аббатства Ballintubber к Croagh Patrick (что означает "утес святого Патрика"). Согласно легенде, именно на этом месте с помощью серебряного колокольчика Патрик изгонял змей, боролся с демонами, а потом построил там церковь. Дорога проходит через город Aghagower, где путники обычно осматривают Святой колодец. Хотя маршрут был известен еще с раннего Средневековья, особенно популярен он стал с XIII века, когда Святую Землю захватили сарацины, и паломничества туда стали невозможны, пришлось заменить их путешествиями к местным святыням. В наши дни по этому маршруту идут тысячи паломников и обычных туристов, которые желают провести пару дней на лоне изумрудных ирландских лугов.
Ирландия
Это еще один путь, по которому идут во имя святого Патрика. На севере Ирландии в графстве Донегол находится окруженное красивыми лесами озеро Лох-Дерг, а на озере есть маленький островок, известный как Чистилище Патрика, где святой провел некогда в молитвах несколько недель Великого поста, за что ему было послано видение: Иисус показал ему муки грешников в чистилище и открыл тайну, что вход в это жуткое место находится в ближайшей пещере. Патрик заложил там церковь, и с тех пор паломники со всей Европы пошли по особой тропе к берегу озера, чтобы переправиться на остров, так как поверили, что тем, кто побывал у чистилища при жизни, после смерти удастся его миновать. Несмотря на то, что англиканские власти разрушали пещеру и запрещали хождения к ней, паломничество не прекратилось до сих пор. Связано с этим местом и еще одно предание: некогда в этих местах жил злой и коварный Конан. Святой Патрик победил его, однако кровь Конана попала в озера и навсегда придала им красноватый цвет.
Целью паломников был Кентерберийский собор, где стоял ковчег с мощами замученного в XII веке архиепископа Томаса Бекета. Традиционный маршрут начинался в Саутуарке, потому что там состоялась последняя проповедь архиепископа. По этой дороге прошли тысячи странников. Как и пилигримы, которые преодолевали путь Святого Иакова, паломники в Кентерберийский собор тоже имели свой отличительный знак - небольшое изображение гробницы. А о том, что могло происходить с паломниками во время путешествия, вы может узнать, прочитав "Кентерберийские рассказы" Чосера - первое английское литературное произведение.