Была середина сыктывкарского лета. Близился отпуск. Мысли о его проведении начинали обретать конкретность. На море было жалко денег, но просиживать месяц в Сыктывкаре не хотелось. Надо было найти занятие с одной стороны экономное, с другой - увлекательное, чтобы не жалеть о загубленном отпуске.
И вот вспомнилась давняя мечта о прыжке с парашютом. Мысли об этом периодически появлялись уже много лет, но до реальных действий в этом направлении никогда не доходило. Обратился за советом к коллеге, который уже давно увлекается парашютным спортом.
В своих рекомендация тот был однозначен - чтобы прыгнуть хорошо, надо ехать в город Мензелинск! Там прекрасное оснащение, классный аэроклуб, там проводился чемпионат мира и тренируется сборная России по купольной акробатике! О том чтобы прыгнуть в Сыктывкаре коллега высказался скептически – развитие и оснащение нашего аэроклуба его не устраивало. Не знаю как на самом деле обстоят дела в Сыктывкаре с парашютным спортом, но я поверил опытному товарищу и стал планировать поездку в Мензелинск. Тем более отпуск предполагает путешествие.
Информация об этом аэроклубе была почерпнута с официального сайта Мензелинского аэроклуба (легко находится через поисковик), было сделано несколько телефонных звонков в аэроклуб для уточнения и удостоверения полученных сведений. И мне было сообщено, что меня будут ждать в обговоренные дни.
И вот долгожданный отпуск наступил. Необходимые приготовления (осмотр машины, подготовка медицинских справок необходимых для прыжка) были сделаны заранее.
Ехал один. Путь хоть и неблизкий (Мензелинск находится в Татарстане неподалеку от Набережных Челнов, 970 км от Сыктывкара), но проходил по оживленным трассам со всем нужным сервисом. Вообще я люблю автопутешествия, люблю дорогу, придорожные кафе, новые впечатления!
Ожидания того, что одному далеко ехать будет скучно - не подтвердились - настроение было отличным всю дорогу, ландшафты были красивы, августовская погода хорошая, песни Вячеслава Бутусова из магнитолы замечательно воспринимались (в городской суете раньше толком этот диск не слушался).
В Кирове, не справившись с ностальгией по времени проведенному здесь в институте, сделал остановку на пару часов, прогулялся немного. По достижении городка Уржум, что в кировской области, стал внимательней присматриваться к автонавигатору - близился поворот на неезженые мной ранее дороги.
В итоге даже навигатор не уберег меня от блужданий, правда непродолжительных, в районе городков Вятские Поляны, Кукмар, Мамадыш. Наступила темная часть суток, душу грела музыка «радио Удмуртия».
Наконец, ближе к 23 часам, выехал на федеральную трассу М-7. По расчетам выходило совсем недалеко до конечного пункта - не больше 100 км до Н. Челнов и еще 50 до Мензелинска. Но усталость брала свое: темнота, незнакомые места и дороги, где-то впереди большой город с возможно сложным движением. Машину вел уже неуверенно, пару раз нарушил правила движения, хорошо что без последствий.
Решил остановиться на ночевку, завернул на бензоколонку, припарковался между молчаливыми фурами, спать собирался в машине. Внезапно к машине подошел мужчина крепкого телосложения в спортивном костюме, объяснил, что стоянка платная, тариф был весьма щадящим - 60 рублей. Он же подсказал, что на колонке есть недорогая гостиница - 200р в сутки.
Там я во вполне опрятных и комфортных условиях и переночевал, немного досаждали только пьяные разговоры в соседней комнате до 3 часов. Утром охранник сказал, что там живут комбайнеры; обширные поля и комбайны в окрестностях я видел еще до этого.
После выезда с гостиницы быстро доехал до Набережных Челнов, - родины КАМАЗов и Оки. Проезд через город не вызвал никаких затруднений и, к 7.30 утра я прибыл в Мензелинск.
В его окрестностях, кроме природных просторов и красот, в целом обычных для таких мест, внимание привлекала гигантская стая ворон, кружащих прямо над дорогой. Поначалу я воспринял это как плохой знак, но в итоге все сложилось замечательно, а стаю эту я видел потом еще много раз и вполне привык к ней.
Аэроклуб расположен в Мензелинске практически на въезде. Найти его не составило труда. Было ясное пригожее утро, чуть прохладное. Размерами клуб меня не удивил, все уютно и компактно, о размахе тамошней деятельности говорили только многочисленные флаги развевающиеся возле площади у входа. Было не очень людно, так как четверг был непрыжковый день.
Я устроился в гостинице при клубе в 4х местном номере за 250р в сутки (2 дня жил в нем один, лишь затем подселился спортсмен-парашютист из Екатеринбурга, приехавший также на машине). Меня зарегистрировали как студента, проходящего программу «знакомство с небом».
Эта программа включала в себя инструктаж и 2 прыжка. Первый прыжок - тандемный (парашют у инструктора, а студент крепко прицеплен к инструктору спереди), второй – с личным парашютом, но с 2 инструкторами на подстраховке. Также заказал фото и видеосъемку второго прыжка. Все вместе мне обошлось примерно в 14,5 тысяч руб.
После того как формальности были улажены, мне выдали учебничек-методичку и предоставили этот день на чтение-самообучение. В итоге этот день я провел в Набережных Челнах, осматривая новый для меня город. День был солнечный, плюс 28 градусов! Город очень понравился! Вернувшись вечером в аэроклуб, прочел таки пол-учебника не смотря на усталость.
На следующее утро начались занятия. Инструктор занимался с нами (в группе были также 2 студентки из Уфы) теорией полета и прыжка, так же были практические моменты по оснащению, по действиям при прыжке. День был прыжковый и жизнь в клубе кипела - множество веселых людей, увлеченных своей парашютной деятельностью.
Нам выдали комбинезоны, наручные высотомеры, шлемы. Когда время подошло к обеду, нас отпустили отдыхать. Вместе со студентками моей группы, веселыми интересными девушками Леной и Ксюшей мы прямо в парашютных комбезах устроили экскурсию и шоппинг в Мензелинске. Городок к слову совсем небольшой, население около 20 тысяч.
А после обеда меня ждало известие, что первый прыжок у меня состоится уже сегодня! Прыжок хоть и тандемный, но иногда студентам дается задание - имитация самостоятельного прыжка (контроль высоты, положения тела, 3 имитации раскрытия парашюта и само раскрытие на высоте 2 км) , такое вот задание было и на мне.
Самолет при клубе - чехословацкий Л-410 – хорош! Высоту 4 км набирает свободно! Вот с этой высоты мы с инструктором и прыгнули! Начало прыжка плохо осознаю - по моему мы немного кувырком падали, но потом я вспомнил о правильном положении тела стабилизирующем полет и это как-то совпало со стабилизацией полета в горизонтальном положении прогнувшись, раскинув руки и ноги. Ощущения описать сложно… раньше я по другому все представлял... ну свист ветра в ушах был конечно, оглушенность какая-то немного была, ошалелости немного в организме и в глазах.
Страха после выпрыгивания из самолета уже вроде не было. Летишь, пялишься на далекую землю и на облака. Красиво все это и непривычно! Начал выполнять задание на прыжок.
Общение словами при свободном падении затруднено, а может и невозможно, поэтому инструктор давал мне знаки жестами. Практически все задание я выполнил, но вот заключительная его часть - раскрытие парашюта на высоте 2 км - мне не удалась.
Рука никак не могла нащупать «бобышку» справа снизу на ранце, которую надо вытянуть, чтобы парашют раскрылся! За пол-минуты до этого все прекрасно находилось при выполнении имитации! (кстати пресловутое «кольцо», расположенное на груди, относится к запасному парашюту и дергать его - это дело последнее уже). Что делать, высота стремительно теряется, студент парашют раскрыть не может? Вот тут и пригодился инструктор, открывший парашют.
Дальнейший полет проходил уже на приемлемой скорости, а нервы мои напрягались лишь из-за крутых виражей закладываемых инструктором – а-ля «русские горки» (парашют типа «крыло» дает большие возможности для маневров). Приземлились хорошо. Побрели по полю к базе, взяв парашют в охапку. Первый прыжок был выполнен, учебный день окончен (собирать парашют студентов не обязывали, этому надо еще учиться специально). Инструктор тихо сказал мне, что я - лучший :).
Он пояснил похвалу тем, что «я хоть как-то пытался выполнить задание, а не забыл напрочь обо всем в первом прыжке». Думаю, на самом деле, он просто меня подбадривал.
На следующее утро, к 6.30 я был уже полностью экипирован для совершения второго прыжка уже со своим парашютом. Пройдя по полю, сели с инструктором в самолет, готовый к разбегу, там уже находились более десятка парашютистов-спортсменов. Внезапно голос из динамика потребовал, чтобы студенты покинули борт. Выяснилось что из-за сильного ветра студентам прыгать пока нельзя.
Весь день я провел в ожидании, когда же стихнет ветер. Прыгали только спортсмены сборной России по купольной акробатике. Состояние у меня было плохое, сильно переживал, был страх перед прыжком, усугубленный предыдущей неудачей при попытке раскрытия парашюта в первом прыжке. Поиск наощупь «бобышки» отработал раз 100. Наконец к вечеру ветер стих, и я попал в, крайний на тот день, 13-й вылет.
Бодрился снаружи и внутри переживал. Настраивался чуть ли не как самурай перед битвой. Готовился мысленно ко всему. Велась видеосъемка которую я заказывал ранее. В самолете со мной были спортсмены сборной, просто спортсмены и одна из студенток, которая прыгала тандем. Два моих инструктора, Олег и Сергей, своей невозмутимостью помогали владеть собой.
Самолет начал набирать высоту. Облака мы пролетали на высоте около 1-1,5 км, предстояло подняться еще до высоты 4 км. На искомой высоте уже в опустевшем самолете пошли на выход. Прыгнули. Оба инструктора летели рядом придерживаясь за мой комбез. Задание на прыжок выполнял ровно, не кувыркался, на высоте 2 км нормально раскрыл парашют!
Дальнейший полет проходил в одиночестве, лишь по рации в шлеме инструктор иногда давал указания. Сам маневрировал стропами управления, пытался направляться к аэродрому в нужное место, а то ведь можно и в реку и в лес сесть, если лететь абы куда!
На посадку в общем зашел над аэродромом, при приземлении есть свои премудрости связанные со своевременным (не раньше и не позже определенного момента) выполнением приема «подушка». У меня получилось таки чуть раньше - парашют замедлил горизонтальную скорость, немного завис и вскоре начал падать, я отбил ноги об землю, повалился набок. Прыжок был выполнен!!!! А я был цел и невредим!!!
На следующий день я уехал из Мензелинска, имея при себе книжку спортсмена-парашютиста с зачтенными 2 прыжками и печатями. Дальше поехал в Чебоксары в гости к друзьям, по дороге были неприятные разговоры с ГИБДД, зато усвоил некоторые моменты езды по федеральным трассам. В остальном путешествие было благополучным. Отпуск удался!
В аэроклубе познакомился с множеством интересных людей, с некоторыми из них сейчас общаюсь «вконтакте». Это очень увлеченные парашютным спортом люди и естественно они пытаются «заразить» этой страстью студентов вроде меня. Я пока не загадываю, но может когда-нибудь еще буду прыгать. Студентки из моей группы совершили уже более 9 прыжков! А первые дни тогда, уже дома, стоя на балконе своего 5-го этажа, ловил себя на желании сигануть вниз в положении «нейтраль» (прогнувшись назад, раскинув руки и ноги)! Но, естественно, я этого не сделал. Все-таки на скорой помощи работаю и знаю, что в таких случаях происходит…
P.S. Все современные парашютные системы оснащены прибором «сайпресс». Это электронное устройство, которое срабатывает, если на высоте 300 метров скорость снижения человека превышает 13 м/с. В этом случае срабатывает пирозаряд и автоматически раскрывается запасной парашют. Это делает прыжки с парашютом относительно безопасными даже для начинающих парашютистов.