Увы, приходится напоминать очевидное: договор - главный документ, его нужно читать крайне внимательно. Все ваши отношения с туркомпанией начинаются лишь с заключения договора, а сладкие речи турагентов о волшебном отдыхе ничего не стоят, пока их не зафиксировали на бумаге и не скрепили подписями и печатями. Не верьте, если вас убеждают сначала внести какую-то сумму, а документ подписать потом, утверждая, что это пустая формальность. Это значит, вас могут обмануть, и все будет меняться: вам расскажут, что в понравившемся отеле не оказалось мест, а на нужный рейс закончились билеты.
Раньше турагентства пытались скрыть "оптовика"-туроператора, беспокоясь, что туристы уйдут к нему. Сейчас название фирмы-туроператора (а также его номер в реестре, адрес и название банка или страховой компании, предоставившей туроператору финансовую гарантию, размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования) должно быть указано в договоре. Некоторые турагентства еще пытаются говорить клиентам, что сначала нужно подобрать тур и заплатить аванс, а потом им сообщат заветное имя - бегите от таких турдеятелей, как от огня. Туроператор - это первое, что вы должны проверить в договоре. Для этого слудует зайти на сайт Федерального агентства по туризму и посмотреть, внесена ли эта туркомпания в Единый федеральный реестр. Если указанного в вашем договоре туроператора там нет, его деятельность незаконна.
В договоре должны быть прописаны точные сроки путешествия. Это защитит вас от неожиданностей. Ведь бывает, что туркомпания незадолго до поездки меняет дату вылета. Если все подписано, то правда на вашей стороне: вы можете отказаться или потребовать компенсацию (например дополнительную экскурсию или улучшение класса номера). Скорее всего, вас попросят приехать и переподписать договор - обязательно проверьте, чтобы ваш бонус был в нем указан.
Если турфирма предоставляет вам авиа- или любые другие билеты, это заносится в договор. Прописывается не только их количество, летите ли вы "бизнес-классом" или "экономом", но и маршрут следования. Не слушайте, когда вам говорят, что это "очевидно, само собой разумеется, и потому не стоит упоминания". Дело в том, что иногда туркомпания заменяет рейс в ближайший город полетом в далекий аэропорт, откуда вас повезут на автобусе несколько утомительных часов. Вряд ли такой вариант понравится семьям с маленькими детьми. Если в договоре не будет указано место прибытия, вы не сможете защитить свои права.
Хорошо, если в договоре точно обозначен отель, тогда турфирма сделает все, чтобы вы попали по назначению, или, в крайнем случае, предложит лучшую замену, чтобы избежать разбирательств. Но чаще в договоре указывают лишь "звездность" гостиницы. Если вы желаете попасть в определенный отель, настаивайте, чтобы его внесли в документ, не верьте, когда вам обещают лишь на словах. Если турагент говорит, что отель могут не подтвердить, или заключайте договор после всех подтверждений (как правило, компании идут на это, только если абсолютно уверены, если у них выкуплены блоки мест), или просите указать в договоре пару возможных замен, которые вас устроят, или запишите в текст фразу о компенсации. Конечно, бывают спецпредложения, когда турист определяет лишь категорию, но такая путевка и стоит гораздо дешевле.
Проследите, чтобы в договоре также был указан тип размещения, например, "двухместный номер" или "вилла". Если вы хотите красивый вид из окна на морские просторы или долины, а не на помойку, это тоже стоит запротоколировать, но будьте готовы к тому, что номер "с пейзажем" стоит немного дороже. В документе обозначается и питание: будут ли вас кормить три раза в день, или вам достаточно полупансиона, или одного лишь завтрака, а кое-кто выберет беззаботный all inclusive, впрочем, об этом варианте стоит поговорить поподробнее.
Как правило, чаще всего ожидания туристов не оправдывают отели, работающие по системе "все включено". Находятся такие индивидуумы, которые думают, что кошелек с собой можно вообще не брать, что все - от еды, шезлонгов и мини-бара в номере до массажа в спа-центре - будет бесплатно. Однако четких правил, что должно быть в all inclusive и в super all inclusive, нет. В действительности оказывается, что вам можно не заботиться лишь о еде и не платить за самые дешевые напитки местного производства. Обязательно выясните, что именно включено, а что нет, попросите дать распечатку условий. Самые дотошные туристы даже оформляют такое описание как приложение к договору, чтобы на месте не было никаких неприятных сюрпризов.
Турагенты любят писать в договоре загадочную фразу "экскурсии по программе". Действительно, вы можете согласиться с ними и не тратить место, но тогда попросите оформить эту самую программу как приложение к основному документу, потому что довольно часто, особенно в городских турах, в фирме клиенту обещают массу интересного и все за одну цену, а после выясняется, что за большинство экскурсий нужно доплачивать на месте.
Стоимость путешествия в договоре указывается только в рублях. Не важно, вели ли вы переговоры в долларах, евро или прочих у.е. - в документе может быть упомянута только российская валюта, иначе это будет противоречить "Закону о защите прав потребителей".
Теоретически, вы можете попросить включить в договор все, что вам обещает турагент: от смены белья каждый день до бесплатных лежаков на пляже. Но практически многие туристы мирятся с типовым вариантом. Если вам принципиально важно, чтобы до пляжа было не больше 200 метров и в номере находились телевизор, холодильник и "королевская" кровать, а не пара убогих кушеток для страдающих дистрофией, требуйте, чтобы все это зафиксировали документально.
В этом пункте не должно быть указано, что турфирма при расторжении договора обязуется вернуть полную стоимость. На самом деле, если вам не хотят оказывать услуги по договору, вы вправе претендовать не только на 100% средств, но и на возмещение убытков, и это нужно записать. Бывает, что договор расторгается по вине туриста. В документе должны быть указаны не штрафные санкции (удержание 50% от стоимости тура при отказе от поездки за месяц до выезда), а то, что туристу возвращается полная стоимость тура, за вычетом фактически понесенных расходов. К таким расходам относятся стоимость визы, авиабилеты, штрафы гостиниц, которые турфирма подтвердит документально. Причем авиабилеты вам должны выдать на руки, чтобы вы могли их вернуть (ведь, по закону, все билеты авиакомпаний, летающих в Россию, возвратны). Если в договоре говорится, что вы должны будете оплатить и упущенную выгоду, вам вряд ли стоит это подписывать.
Встречаются в договорах и совсем странные пункты. Вы должны сразу же вычеркнуть предложение о том, что туроператор не несет ответственности за действия третьих лиц. Это значит, что вам не гарантируют практически ничего, ведь туркомпания все услуги оказывает через посредников, и, значит, все претензии к отелям, к экскурсоводам (которые формально работают на местную турфирму) вам придется предъявлять к ним, хотя, по закону, за все должен нести ответственность туроператор, а уж потом сам разбираться с "поставщиками". Иногда особо "находчивые" турфирмы указывают, что не несут ответственности "за сохранность вещей в гостинице" - это не так! Отель должен нести ответственность за вещи, следовательно, перед вами за них отвечает опять-таки туроператор. И уж точно не стоит подписывать документ, где говорится, что туркомпания может изменить какие-то условия: в одностороннем порядке, без согласования с вами это недопустимо!
Однако самое сложнее для туриста - это не внимательно прочитать и понять договор, а добиться его изменения. Скорее всего, вам скажут, что документ написан юристами, все утверждено раз и навсегда, и из-за одного туриста никто ничего менять не будет. Это не совсем так: договор должен устраивать обе стороны, и поэтому, если вам не хотят идти навстречу, задумайтесь, стоит ли вообще иметь дело с этой фирмой.