Трудно рассчитать все с точностью до дня. Многое зависит от ваших физических возможностей, рельефа местности, от того, сколько будет в пути поломок и вынужденных остановок, хотите ли вы внимательно осматривать все достопримечательности, встречающиеся по пути. Если все сложится удачно, вполне реально преодолеть путь примерно за год, при том, что за день вы будете проезжать 70-120 километров (с тяжелым багажом это оптимальное расстояние). Но вполне вероятно, что в горах вы не сможете развивать большую скорость и успеете преодолеть только 15-30 километров в сутки, а кое-где вам и вовсе придется поменяться с велосипедом местами.
Залог успеха любого путешествия - подготовка и, прежде всего, информация о маршруте. Детально проработайте каждый участок пути, узнайте адреса гостиниц, велоремонтов и веломагазинов, определите, в какое время года по каким странам ездить не стоит (сезон дождей и размытые дороги могут задержать вас надолго), быть может, кое-где удастся найти "знакомых ваших знакомых", которые, в случае чего, помогут, а иногда еще и накормят-напоят и спать уложат. Определите все города и интересные места, которые вы хотите посетить и узнайте часы их работы. Изучите советы опытных путешественников по поводу экипировки. Подготовьте велосипед: устройте ему "техконтроль", устраните все проблемы. Еще один важный момент - визы! Вам предстоит заранее озаботиться разрешениями на въезд во все страны, через которые будет пролегать ваш путь.
Начните с Европы. Привычный климат, хорошие дороги, прекрасная инфраструктура - все это поможет освоиться на велосипеде. Итак, вам предстоит проехать около 4 тысяч километров, на что вы потратите полтора-два месяца. Из Москвы стоит направиться на запад - в Смоленск, пересечь границу с Белоруссией, отдохнуть в Минске, через Брест въехать в Польшу, проехать ее на сквозь до границы с Германией. От Франфурта-на-Одере начнется ваше путешествие по Западной Европе. Через Потсдам, Дортмунд, Кельн нужно проехать по Германии, быстро преодолеть Бельгию и уйти на юг - во Францию. Там вам предстоит увидеть Париж, Орлеан, Бордо и направиться к испанской границе, где вас ждут Сан-Себастьян, Бургос, Саламанка, откуда стоит держать путь на запад - в Португалию, а потом вдоль побережья доехать до Лиссабона. Из португальской столицы отправляются суда в разные точки планеты. Так, вы с вашим двухколесным другом можете сесть на теплоход и, преодолев Атлантический океан, высадиться в Майами.
Чтобы меньше страдать от жары из Майами возьмите курс на север и пересеките США по центральным штатам. У вас впереди около 6 тысяч километров, на что у вас уйдет 2,5-3 месяца. Из Флориды направляйтесь в Джорджию, затем - в Атланту, Теннеси, Миссури, Канзас, Колорадо, Юту и, наконец, в Калифорнию, откуда из Сан-Диего можно с отдыхом на Гавайях доплыть до Сиднея. Вероятно, вы решите не ехать все время по США, а заглянуть и в Южную Америку. Это не только прибавит к вашему маршруту несколько месяцев, но вам придется дополнительно оформить несколько виз и подумать о безопасности, так как во многих странах этого региона процветает криминал. Поэтому если вам интересно просто объехать вокруг планеты, удобнее ограничиться США.
Австралию можно пересекать и с востока на запад, двигаясь к Перту, и с юга на север - к Дарвину. Если вы решите выбрать этот вариант (это чуть меньше 5 тысяч километров), то для начала рекомендуем проехать до Мельбурна и полюбоваться побережьем. Потом нужно добраться по Западному шоссе до Аделаиды, затем свернуть строго на север и ехать в глубь страны по Стюарт-хайвею, который пересекает весь континент: проехать через Глендамо, Эллиот, Матаранке, Катерину и финишировать в Дарвине. Всего дорога займет около полутора месяцев или даже чуть меньше.
Есть много вариантов, откуда можно начать азиатскую часть маршрута. Все зависит от того, куда и как вы решите отправиться из Австралии. Удобнее и быстрее сесть на самолет до Малайзии или Сингапура. Потом стоит направиться через Таиланд и Лаос в Китай. Далее можно пересечь Гималаи и проехать через Непал и по северу Индии через Таджикистан и Казахстан в Россию. Но учтите, что не все хорошо переносят горные условия, а вам предстоит крутить педали на высоте 5000 метров. Кроме этого из Индии придется выбираться через неспокойный штат Джамму и Кашмир. Альтернативный путь - через Пакистан и Иран в Турцию. Всего придется проехать около 10 тысяч километров, и, учитывая особенности рельефа, вы вряд ли преодолеете их быстрее, чем месяцев за пять.
Как быть, если в пути что-то сломалось? К сожалению, запастись запчастями на все случаи жизни вы не сможете, иначе вам придется тащить за собой огромный прицеп, да это и не нужно. Стоит иметь при себе лишь запаску, насос, набор отверток. Велосипед интернационален, и детали к нему вы найдете в любой части света, но только если вы будете путешествовать на максимально простой модели байка: дорогую и эксклюзивную машину чинить будет гораздо проблематичнее.
Путешествовать на велосипеде дешево, особенно если ночевать в палатке или останавливаться у каучсерферов: самым дорогим будет только перемещение через моря и океаны, где этого нельзя избежать. Если у вас нет стабильного постоянного дохода от собственного свечного заводика или существенного набора акций ведущих компаний, можно на время вояжа сдать квартиру и попросить перечислять вам деньги на пластиковую карту. Иногда путешественники договариваются со спонсорами. Если вам удастся привлечь к своему проекту внимание прессы, то велосипед и некоторое оборудование вам могут предоставить производители за то, что вы будете их рекламировать. Так же может быть решен вопрос с фототехникой и различным походным снаряжением.