После большевистской революции страна закрылась, и ездить стало возможно только внутри страны (благо ее размеры позволяли). В наше время туризм с целью лечения снова постепенно входит в моду. Неизвестно, поспособствует ли эта тенденция появлению шедевров, вроде "Игрока" Достоевского, но на здоровье и благополучии граждан она должна непременно отразиться.
Не так много людей знают о том, что согласно российскому законодательству, существует официально утвержденный порядок направления на лечение за рубеж. Человек, который не может быть вылечен в России, имеет право на лечение за рубежом за государственный счет. Эта возможность существует с середины 90-х гг.
Однако для того чтобы поехать лечиться за счет бюджета, необходимо доказать, что в России такого лечения вы получить не сможете. То есть предстоит довольно продолжительная процедура. Для этого сначала необходимо пройти обследование в одном из федеральных медучреждений, после чего комиссия врачей даст заключение о невозможности излечения данного пациента в России и о том, что в других странах есть методы лечения, которые ему бы помогли.
С этим заключением, личными документами и заявлением пациент или его представители могут обратиться в Минздравсоцразвития. В этом ведомстве тоже соберется специальная комиссия специалистов, которая изучит дело уже на своем уровне и может назначить еще дополнительные обследования в российских медучреждениях. Окончательное решение о направлении больного за рубеж или об отказе будет принято только после того, как все обследования будут сделаны. Если решено лечить больного за границей, заключают договор о выделении средств на проезд и проживание, а также договор с клиникой на лечение.
Направляют на лечение за счет других налогоплательщиков редко — в среднем 10-15 человек в год. За весь 2010г. поехало лечиться за границу не более 10 человек.
О том, сколько людей в мире ездят лечиться за границу, данные разных источников весьма противоречивы: оценки их количества только в текущем году колеблются от 1,6 млн до 10 млн. Как отмечает генеральный директор НП "Санкультур" Надежна Маньшина, многое зависит от того, как считать и кого включать в число медицинских туристов. "Следует также учитывать, что есть медицинский туризм, когда человек едет лечить конкретное заболевание к доктору, а есть оздоровительный, когда человек едет отдохнуть в полезной для своего организма среде, вроде отдыха "на водах" для профилактики", - говорит эксперт. По ее словам, годовой оборот медицинского туризма в 2010г. оценивался примерно в 50 млрд долл., а оздоровительного – в 106 млрд долл. Эксперт считает, что рынок медицинского туризма в России будет расти в силу того, что растет рынок платных медицинских услуг в целом (его рост оценивается в 20% в год).
Люди, предпочитающие поездку в другую страну визиту в ближайшую поликлинику, делятся на две основные категории: недовольные качеством медицинских услуг на родине и недовольные их стоимостью. Среди недовольных качеством и уровнем сервиса обычно оказываются россияне, в то время как на непомерные цены жалуются граждане Германии, Австрии, Швейцарии, США, Великобритании, Канады и прочих развитых стран. Медицинская страховка в богатых странах покрывает лечение далеко не всех заболеваний. Среди них – лечение болезней сердца, ортопедия и многое другое, не говоря уже о стоматологии.
При этом лечение этих заболеваний в развивающихся азиатских странах, таких как Индия, Таиланд, Корея, Мексика, может составлять четверть, а то и десятую часть стоимости аналогичных процедур в США. Британцы и канадцы, чтобы воспользоваться страховкой, зачастую вынуждены ждать по нескольку месяцев, поэтому среди "медтуристов" они являются самой многочисленной группой. В странах Восточной Европы и Латинской Америки можно найти вполне качественное медицинское обслуживание без ожидания, но за деньги.
В медицинском туризме есть несколько направлений – все это области медицины, где требуется помощь весьма квалифицированных специалистов. За границу, как правило, едут онкологические больные, имеющие проблемы с кардиологией, ортопедией. Также весьма популярно лечить зубы там, где подешевле. Кроме того, едут делать пластические операции. Отдельным направлением является "фертильный туризм": по разным причинам женщины хотят родить ребенка в той или иной стране, существуют фирмы, предоставляющие такую возможность по весьма серьезным ценам.
Н.Маньшина обращает внимание на то, что поездка за границу ради лечения не всегда приносит радость от качественного медицинского сервиса или сэкономленных средств. Могут возникнуть проблемы, связанные с форс-мажорными случаями, которые неизбежны даже у светил медицины и даже в клиниках с самой высокой репутацией. "В случае возникновения осложнений после лечения у себя дома пациент может быстро прийти к своему врачу, чтобы устранить проблему. Если же пациент лечился в другой стране, то организовать повторный визит существенно сложнее", - подчеркивает Н.Маньшина.
Российские "медтуристы" - это, как правило, достаточно состоятельные люди, которых интересует прежде всего качество обслуживания. При этом на сегодняшний день стоимость операции в хорошей платной клинике Москвы сопоставима с ценой лечения в больницах некоторых европейских стран. При этом у зарубежных клиник есть давняя репутация заведений, предоставляющих квалифицированный уход и использующих современное оборудование.
Следует учитывать, что расходы на собственное лечение будут у пациента далеко не единственными. Потребуется оплатить поездку в выбранную страну, проживание, питание, услуги компаний-посредников, которые помогут подобрать клинику и оформить документы. Если пациент едет с сопровождающими (а, как правило, именно так и бывает), надо учесть расходы на их проезд и проживание. Иногда требуется дополнительная оплата диагностики и почти всегда реабилитации. Кроме того, медицинский турист остается туристом, и, оказавшись в интересной стране, он наверняка захочет посмотреть ее достопримечательности. Врачи же утверждают, что положительные эмоции, получаемые туристом от пребывания в стране, способствуют его выздоровлению.
Россияне едут на лечение в Германию, Израиль, Чехию, Испанию, Швейцарию, Францию, Кипр и другие страны. Особенно популярна пластическая хирургия в Израиле.
Германия – место для состоятельных пациентов. Сюда едут те, кого не особенно волнует стоимость лечения, зато они верят в немецкое качество, ценят ответственность персонала и комфорт. И если богатые россияне едут в немецкие клиники, то немцы наоборот, стремятся уехать на лечение в более дешевую Венгрию, Чехию или Хорватию.
В Германии весьма сильны такие направления, как гинекология, хирургия и кардиология. Также немецких врачей хвалят за высокую точность диагнозов.
Цены на услуги здесь высоки, но тот, кто решил лечиться в Германии, знает, на что идет. Минимальная стоимость только лечения здесь обойдется около 2 тыс. евро, а совокупные расходы на подготовку лечения колеблются от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро.
Израиль – страна более доступная. Она славится "экстренной" медициной – израильские врачи творят чудеса, когда имеют дело со сложными случаями. При этом профилактике заболеваний там уделяется гораздо меньшее внимание. Здесь более демократичные цены, чем в Европе, и широкие возможности для обслуживания на русском языке.
Ежегодно в Израиль приезжают лечиться около 30 тыс. иностранных пациентов, причем около 80% из них — онкологические больные. Доход израильских клиник от медицинского туризма составляет примерно 500 млн долл. Стоимость услуг для иностранцев здесь в 1,5 раза выше, чем для своих, но это все равно дешевле, чем в Европе. Крупные израильские больницы давно ориентированы на обслуживание иностранцев, во всяком случае отделы международного туризма при них существуют с 1970-х гг.
У каждой страны, куда едут лечиться, есть своя медицинская специализация — что-то умеют делать лучше других. В Швейцарию и Францию едут делать пластические операции, в Венгрию — лечить зубы.
Стоматология — одна из самых дорогостоящих медицинских услуг. Причем, как правило, эта сфера медицины не покрывается страховкой. Чем богаче страна, тем дороже там обойдется визит к зубному. В то же время в странах победнее находятся хорошие специалисты, готовые взяться за лечение зубов за гораздо более скромное вознаграждение. Здесь и возникает рынок, на котором одни экономят, а другие зарабатывают.
Так, граждане США ездят лечить зубы, а заодно отдохнуть в Коста-Рику, экономя на зубном враче порядка 60%. Если американец поедет в Мексику, лечение будут дешевле, чем у него на родине, уже на 70%. Граждане Британии любят лечиться в своих бывших колониях, например в Индии.
В Европе самыми дорогими являются практически все немецкоязычные страны — Германия, Австрия, Швейцария. Их граждане, как правило, ездят лечиться в страны Восточной Европы — Венгрию, Болгарию, Польшу. Экономия составляет от 40 до тех же 70%.
Опыт организации стоматологического туризма в Европе вдохновил некоторых российских предпринимателей на создание похожего бизнеса на внутреннем рынке медицинских услуг.
Так, окончив вуз, некий предприниматель Илья понял, что найти работу по специальности ему будет крайне сложно. А значит, ему надо самому придумать себе работу, которая бы смогла его обеспечить. Как-то раз его родственница съездила в Венгрию и рассказала, как туристические компании и стоматологи зарабатывают на немцах, желающих полечить зубы дешевле, чем у себя на родине, а заодно отдохнуть на живописном озере Балатон. Илья подумал, что нечто похожее можно реализовать и в России. Москва внутри России занимает примерно то же место, что Германия в Европе: богатая, сытая, дорогая. И лечение зубов в московских клиниках тоже стоит весьма недешево. Оставалось найти аналог Венгрии — симпатичное место, где есть хорошие стоматологи. Поездив по соседним областям, Илья нашел такое место — старинный русский город Рязань, который находится всего в 2-3 часах езды от столицы.
Поискав подходящую клинику, предприниматель заключил с ней договор о том, что с каждого клиента стоматологи платят ему определенный процент. Илья нанял человека, который звонил клиентам и вел телефонные переговоры. Сам он выполнял функции курьера, который встречал клиентов на вокзале и вручал им билеты и завтрак в дорогу. Поначалу его заработок, как владельца бизнеса, был меньше зарплаты его единственного работника. Затем бизнес разросся, о его фирме начали узнавать новые люди, появились публикации в прессе. Илья вышел на рентабельность через год после открытия дела. Теперь его компания приносит стабильный доход и работает уже без его непосредственного участия. А предложения лечить зубы в клиниках Рязани можно встретить уже от нескольких фирм.