Что я знала о Коломне? Честно если, то ничего. Где-то на подсознательном уровне понимала, что это довольно древний город, важный, быть может, в прошлом, а может даже и красивый… хотя насчет последнего было много сомнений.
Ну сколько в пригородах Москвы осталось действительно красивых городов? Тех, которые умудрились сохранить (или восстановить) свой облик, а не утонули в когда-то современном архитектурном уродстве стандартных серых форм? Эти бесконечные коробочки-дома с разбитым асфальтом вместо улиц и памятник Ленину напротив администрации города составляют теперь облик большинства городочков, которые вообще-то могли бы быть действительно удивительно красивыми поселениями. Так вот о Коломне…
Ничто не предвещало положительных эмоций, особенно когда в дикую для меня рань (электричка отчаливает от Казанского вокзала в 7.09) у пригородных касс оказалась приличная очередь из по-утреннему невнятных людей. Я не понимаю и никогда не пойму, куда 24 часа в сутки по всем направлениям «едут эти люди», но, тем не менее, сидеть «зайцем» почти 2,5 часа до Коломны не хотелось. Рядом с очередью нашлись абсолютно свободные автоматы по продаже жд билетов, которыми я и воспользовалась.
Сразу уточню: нужно ехать до Коломны, а вот направление на Голутвин; кроме того есть обычная электричка («пассажирский») за 148 рублей, а есть «экспресс», за 240, хотя разница всего в получасе времени езды, а иногда и меньше). Честно говоря, можно 100 км проехать и на машине, но зимой на собственных колесах с нашими дорогами я просто не решилась.
Вообще тема дорог и передвижений куда бы то ни было Коломне близка на каком-то эндогенном уровне. Этот форпост с самого своего появления обречен был стать началом или концом, в крайнем случае, камнем преткновения, всяческих путей. Город возвели в междуречье Оки и Москвы (а первые вятичи поселились здесь при впадении р.Коломенка в Москву-реку, что не меняет сути положения) и тем самым просто «запирал» путь к сердцу Руси-матушки всяческим иноземным агрессорам.
С другой стороны, Коломна являлась местом сбора русской силы перед решающими битвами и походами «во вне». Донской собирал здесь дружины на пути к Куликову полю, Иван III отражал натиск крымских татар, Иван Грозный формировал полки перед походом на Казань. Надо сказать, что остатки стены Коломенского кремля, которые сохранились до наших дней, вполне отчетливо и сейчас демонстрируют масштабы былой мощи укреплений города.
К 17 веку границы государства отошли южнее и Коломна, увы, потеряла свое стратегическое значение. Но война-войной, а обед по расписанию - за время своего бытия на пересечении важных путей оказывались не только славные войны, но и те, кого больше интересовали дела торговые. Коломенские купцы развели здесь ежегодные знатные торги, а ремесленники совершенствовались каждый в своем деле. В результате в Коломне разрослись посад и слободы.
Приятно меня удивило то, что сегодня, ходя по старой части Коломны, не только догадываешься, что тут было, но отчетливо видишь собственными глазами сохранившиеся деревянные купеческие дома с резными наличниками и воротами, всякими характерными элементами, которые моментально создают ощущение какого-то исконно русского города.
Конечно, даже в старой части Коломны есть «свежие» постройки и детали. И вот большое спасибо их создателям за то, что этот новодел – не сооружения из стекла, бетона и пластика, а всё таки нечто, вписывающееся в ландшафт и атмосферу. Весь бетон и современность с гипермаркетами, макдональдсом, типичной застройкой и т.д. оказались ближе к Голутвинской стороне, т.е. там, где туристу вовсе и не обязательно появляться.
А вот обязательно любознательным появиться, конечно же, в самом-самом центре исторического города, внутри бывшего Кремля. Эта часть сейчас в отличном состоянии (хотя знатоки говорят, что еще пару тройку лет назад всё было плачевнее). Здесь и храмы, коих в Коломне видимо-невидимо, и монастыри – недаром духовная столица московской епархии. Но о храмах пусть пишут люди, более знающие и понимающие.
Я лишь могу засвидетельствовать, что они действительно красивы и светлы духом. А еще мне показалось, что зимой весь центр особенно хорош на фоне чистейшего снега, сугробов и зимних деревьев. Отличный подробный план города с указанием всех достопримечательностей центра (и не только) здесь.
Вот о чем не могу не написать, так это о полезном и вкусном! Именно так позиционирует себя музей коломенской пастилы. Нагулявшись по зимнему городу, наглядевшись на красоту и воспарив духом, очень кстати оказывается порадовать еще и плоть. Наивкуснейшая пастила, приготовленная на фабрике при музее, продается только в музейном магазинчике (красивая обертка, коробочки, ленточки, - всё как положено! Порадовала еще и возможность оплаты картой, что сейчас не часто встретишь в музеях).
В обычных продуктовых магазинах можно, конечно, тоже купить пастилу с фабрики, но она уже будет обычных вкусов, в обычных же упаковках, правда, за меньшие деньги. А в музее пастила клюквенная, малиновая, с орешками, а еще «амурное послание», «дорожная» и, наконец, пастила «трезвость» от запоя и пьянства! Именно этой пастиле, между прочим, был посвящен в своё время рекламный листок, выполненный в лучших традициях очень даже современного PR – теперь это ценный экспонат.
За 300 рублей искренне рекомендую попасть на часовую экскурсию музея. Интересно уже то, что он располагается во флигеле старинной купеческой усадьбы. Интерьер хранители воссоздали до деталей, которые можно не только окинуть взглядом, но и потрогать. Никаких тебе витрин, запрещающих знаков и просящих соблюдать тишину в музее работниц культуры. Здесь всё наоборот: приходи, трогай, слушай, читай, а еще, приглашая гостей к чаю, хозяйка подает разные сорта пастилы и заводит неспешный разговор о преданиях старины, - вкусно и полезно, как и обещали! На память можно самому слепить себе съедобный сувенир. Особенно таким сладким возможностям радуются дети, хотя и среди взрослых ни одного равнодушного или недовольного мне увидеть не довилось. Так что музей пастилы для всех будет приятным дополнением к прогулке по старинному русскому городу Коломна.