5 ноября в испанском городе Аликанте стартует кругосветная парусная регата Volvo Ocean Race. Престижная, легендарная, одна из самых раскрученных в мире.
Здорово, кто б спорил! Но нам-то что с того? Ведь яхты – удовольствие элитное, дорогое и простым смертным недоступное. Надо быть Романом Абрамовичем или профессиональным морским волком. А мы в лучшем случае будем любоваться на паруса на набережной Аликанте, если приедем в отпуск на Коста-Бланку…
Отчасти это правда. Но лишь отчасти. Ведь есть, скажем, болиды "Формулы 1" - а есть и вполне приличные автомобили для нормальных людей. В моде все знают про "от кутюр", не особо применимый в жизни, - но при этом носят красивую одежду на каждый день. Просто разные жанры. Два мира – два детства.
В яхтинге – то же самое. Регаты вроде Volvo Ocean Race действительно приключение для избранных. Но бывают регаты, в которые можно просто поехать в отпуск. Как в отель, не дороже и не сложнее. Но интереснее.
В общем, про все это мы и собираемся тут рассказывать. В жанре, который между собой мы назвали «диалоги шкипера и блондинки». Хотели потом придумать более серьезное определение, но это оказалось самым точным.
Ходил практически на всех типах яхт - от “Лазера” до Volvo 70. Один из очень немногих россиян, участвовавших в Volvo Ocean Race.
Предыдущая кругосветка проходила в 2008-2009 году, и тогда в ней впервые появилась российская команда - “Team Russia” на яхте “Косатка”. А единственным российским бортовым журналистом регаты был как раз Сергей Богданов. Разумеется, кроме Volvo Ocean Race Сергей прошел и много других российских и международных регат.
Кроме того, он яхтенный фотограф и оператор. Официальный фотограф Всероссийской федерации парусного спорта. Победитель премии “Яхтсмен года” в номинации “Золотой объектив” 2009 года.
По части яхт мне особо похвастаться нечем: побывала пока в единственной регате. Несерьезной, конечно, а для таких же «чайников», как и я.
За четыре дня мы прошли 180 миль между островам Додеканесского архипелага (это Греция, самый юго-восток Средиземного моря, «через» дорогу от Турции практически). Родос — Сими — Кос — Нисирос — Родос. Потом еще два дня – с Родоса в Афины.
Впечатлений и эмоций – масса, вопросов – еще больше. Впечатлениями буду делиться, вопросы – задавать.
Сергей: - Театр начинается с вешалки, а парусный спорт – с Англии. Здесь в Портсмутском пабе два яхтсмена - Гай Пирс и Энтони Черчилль, вдохновленные кругосветными плаваниями чайных клипперов, задумали совершить командную кругосветную гонку на яхтах. Было это в 1971 году и подобных регат в мире еще не было.
Юля: - Все у англичан в пабах начинается! Я, когда в Кембридже училась (ну, не в университете, в языковой школе, но все равно), частенько ходила с однокурсниками в паб, где объявили об открытии ДНК… Извини, ушла в сторону.
Сергей: - Там же, в прокуренном английском пабе, полковник Билл Уитбред из фамильной пивоваренной компании и адмирал Королевской яхтенной ассоциации Отто Стейнер за кружкой пива приняли решение стать организаторами регаты.
На старт первой регаты Whitbread Round The World Race 8 сентября 1973 года вышло 17 круизных парусных яхт, и 167 человек отправились в гонку длинной 27 тысяч морских миль (50000 км). Стартовав в Портсмуте (Англия), яхты прошли по маршруту Кейптаун – Сидней – Рио де Жанейро – Портсмут.
Многое изменилось с тех пор, Whitbread Round The World Race сменила генерального спонсора и стала называться Volvo Ocean Race, круизные яхты уступили место карбону “гоночных машин” Volvo 60, а затем Volvo 70. Ушли в прошлое вязаные свитера, рыбацкие робы, консервы, появились “полартек”, “гортекс”, сублимированная пища.
Романтичные любители парусных путешествий уступили место за штурвалами гоночных яхт профессиональным спортсменам, Volvo Ocean Race превратилась в одно из самых медийных событий парусного спорта. В этом году регата Volvo Ocean Race стартует в 11 раз.
Юля: - Цифры 60 и 70 после слова Volvo - это же длина корпуса в футах, правильно? 70 футов – это 21 метр. Не так уж и много. Особенно когда представишь, что этим яхтам предстоит обогнуть Землю. Мы по греческим островам ходили на Ocean Yachts – 51 фут, или 15,5 метров. Невелика разница. Но там – острова, все время берег рядом, и море теплое и тихое. А они-то пойдут через все океаны!
Сергей: - Яхты Volvo Ocean Race обогнут земной шар по маршруту:
Аликанте (Испания) – Кейптаун (ЮАР) – Абу Даби (ОАЭ) – Санья (Китай) – Окленд (Новая Зеландия) – Итажаи (Бразилия) - Майами (США) – Лиссабон (Португалия) – Лориент (Франция) – Гэлуэй (Ирландия).
Дистанция – 39 тыс морских миль (72000 км).
GROUPAMA Sailing Team – французский синдикат (синдикат – специфический термин. Когда есть деньги, шкипер и генеральный менеджер, объявляется о создании “синдиката” - структуры, готовой подать заявку на участие в регате и выполнить ее). Шкипер Франк Камма (Franck Cammas). В настоящее время “самый быстрый” яхтсмен планеты – совершил в 2010 году рекордное кругосветное плавание за 48 дней и 7 часов на одноименном тримаране.
PUMA Ocean Racing – второй раз подряд участвует в регате Volvo Ocean Race. Шкипер – Кен Рид (Ken Reed). Дважды участвовал в регате “Кубок Америки” в качестве шкипера, дважды назван “Яхтсменом года”.
Team TELEFONICA – испанский синдикат, также участник VOR 2008-2009. Шкипер – Икер Мартинес (Iker Martinez). Третий раз участвует в регате VOR. Держатель мирового рекорда суточного перехода на однокорпусной яхте – 530 морских миль за 24 часа (средняя скорость – 22 узла или 40,7 км/ч).
ABU DHABI Ocean Racing – синдикат из ОАЭ, впервые участвующий в этой регате. Шкипер – Ян Уолкер (Ian Walker). Шкипер английской яхты – участницы “Кубка Америки”, шкипер яхты “Green Dragon” в предыдущей регате Volvo Ocean Race.
CAMPER with Emirates Team New Zealand – испано-арабско-новозеландский синдикат, также новый участник регаты Шкипер – Крис Николсон (Chris Nicolson). Трижды участник VOR.
Team SANYA – синдикат из Китая. Шкипер – Майк Сандерсон (Mike Sanderson). Будет участвовать в Volvo Ocean Race в четвертый раз, два раза выигрывал эту гонку. На его счету, также рекорд суточного перехода на однокорпусной яхте (2003 год).
Юля: - Даже на видео впечатляют эти огромные разноцветные паруса! Черные, зеленые, даже алые. Я уже готова лететь в ближайший порт, куда придут эти эти яхты, чтобы увидеть всю красоту живьем. Что там по маршруту? Кейптаун? Нет, не готова. Далеко и дорого. А вот потом Абу-Даби – уже реально.
Имейте ввиду, кстати, если собираетесь на новогодние каникулы в Эмираты. Вся флотилия Volvo Ocean Race будет стоять в марине Абу-Даби с 1 января по 4 февраля 2012 года. 12 и 13 января пройдут гонки в порту, и это зрелище как раз можно увидеть любой турист.